Прочитайте параграф 15 осанка предупреждение плоскостопия

Нарушение осанки и плоскостопие

Прочитайте параграф 15 осанка предупреждение плоскостопия

Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.

При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.

Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия.

Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности.

Симптомы гиподинамии:

– Повышенная утомляемость

– Увеличение массы тела

Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем

Осанка

Осанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов.

Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

Сутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз

Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице. Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками

Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой

Для того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо.

Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол. Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе.

Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки.

Проверка гибкости позвоночника

Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку. После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее.

После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см.

Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.

Плоскостопие

В норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках.

При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке.

Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы.

Меры предупреждения плоскостопия:

– Ходьба босиком

– Ходьба на цыпочках

– Ходьба на внешней стороне стопы

– Ходьба на внутренней стороне стопы

– Попеременное сжимание пальцев стопы

– Бросок небольшого предмета пальцами стопы

– Занятие плаванием и различными спортивными играми

Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6).

На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).

Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие.

Обратитесь к врачу, не занимайтесь самолечением.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59e5ede9799d9d70f76bec1f/5a732700c5feafcf22e92e7a

Урок биологии в 8 классе на тему «Опорно-двигательная система. Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Прочитайте параграф 15 осанка предупреждение плоскостопия

1. Организационныймомент.

2. Проверкадомашнего задания.

А.

1) Что входит в опорно-двигательнуюсистему?

2) Какие функции выполняет опорно-двигательнаясистема?

3) Назовите и покажите на скелетечасти осевого скелета?

4) Что относится к добавочномускелету? Покажите на скелете.

5) Где можно найти в скелетечеловека шов? Что это такое? Какие еще есть виды соединения костей?

6) Где у мышцы хвост, а гдеголова?

7) Что такое гиподинамия? Чем онаопасна?

Б.

1) Найдите и покажитегрудино-ключично-сосцевидные  мышцы.Покажите движения: а) где эти мышцы действуют как антагонисты (поворот головывправо, влево); б) где эти мышцы действуют как синергисты (опускают головувниз).

2) На карточках написаны названиякостей скелета. Ученики выбирают карточку и показывают на скелете.

В.

Какую работу выполняют мышцы рукпри ручной стирке белья? (динамическуюработу)

Какую работу выполняют мышцыспины при ручной стирке белья? (статическуюработу)

Что устает больше спина или руки?Почему? (наиболее утомительна статическаяработа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза).

3. Изучение новогоматериала.

А. Составить план изучения новогоматериала.

– определение (осанки,плоскостопия);

– степени нарушения (осанки,плоскостопия);

– причины, вызывающие (нарушениеосанки, плоскостопия);

– выявление нарушения (осанки,плоскостопия) у учащихся класса;

– меры профилактики нарушения(осанки, плоскостопия).

Б.  Изучение осанки по намеченному плану.

[attention type=yellow]

Состояние позвоночника оченьважно для здоровья. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночниказанимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Что жетакое осанка?

[/attention]

Осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения телачеловека  при стоянии, ходьбе, сидении,оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц скелета.

При правильной осанке голова итуловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немногоопущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибыпозвоночника нормальны. (Приложение 1).

В блестящих свитах принцев ипринцесс среди мамушек и нянюшек, учителей и гувернеров всегда был человек, вчьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истиннопо-королевски.

«Ваше высочество, держите спину! – неустанно повторяли они. –Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне. А по осанке».

Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания,приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Круглая спина, плоская,кругловогнутая… страшновато звучит? Между тем это всего лишь медицинскиетермины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они, чуть ли нев младенческом возрасте, а «вылезают», становятся особенно заметными в 6 – 7лет, когда ребенок идет в школу.

Степени нарушения осанки:

– отклонения от нормы слабовыражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролируетсебя);

– отклонения от нормы устойчивы,но связаны с нарушением мышечного аппарата. Поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующаягимнастика); (Приложение 3)

– искривления позвоночниказатрагивают скелет:

а) сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону;

б) лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе кпереди;

в) кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе кзади (сутулая,круглая спина).

По рисункам определите виды искривления скелета. (Приложение 2).

Какие причины способствуютнарушению осанки? Давайте в группах проанализируем ситуации и составим схему-кластер«Причины нарушения осанки».

Ситуация 1.

Неправильная походка. Онасущественно ухудшает осанку. Осанка и походка сильно взаимосвязаны. При плохойосанке не может быть правильной походки, и неправильная походка формируетплохую осанку.

Ситуация 2.

[attention type=red]

Угнетенное настроение. Стрессприводит к нарушению осанки, из-за этого нарушается дыхание, кровообращение иочень страдает центральная нервная система, что еще более усиливает угнетенноесостояние и плохое настроение.

[/attention]

Ситуация 3.

Недостаточная двигательнаяактивность,

недостаточное пребывание насвежем воздухе,

переутомление,

слабое развитие мышц спины из-замалоподвижного образа жизни.

Ситуация 4.

Привычка носить тяжести в однойруке,

неудачно подобранные упражнения.

Ситуация 5.

Высокие каблуки.

Ситуация 6.

Неправильное положение телавовремя сна. Нормальное положение позвоночника может быть нарушено из-за привычки спать «калачиком» или с приподнятымина подушке плечами, на слишком мягкой или неровной постели. Вредно также редкоменять положение тела во время сна, так как нарушается кровообращение.

Ситуация 7.

Неправильное положение тела запартой.

Сообщение учащегося. Научно-исследовательская работа «Соответствиехарактеристики рабочего места антропометрическим показателям ученика».

Любое нарушение осанки – всегдапризнаки неблагополучия в детском организме, спутники многих хроническихнедугов. Они затрудняют работу сердца, дыхательной, нервной, почти всех систем.

Вы постоянно жалуетесь наголовную боль, очень быстро устаете. Причина недомоганий повышеннойутомляемости может быть в нарушении осанки.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление нарушений осанки».Стр. 75.По итогам работы на доскесоставляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет норма, красныйцвет отклонение от нормы).

Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите мерыпрофилактики нарушения осанки.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна бытькомплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви;

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня(время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки,занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; (Приложение 3)

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на однойноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом,дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой напозвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

В рационе питания в этот периодобязательно должны быть молоко, орехи, масло, яйца, сыр, рыба, печень, морковь, помидоры, апельсины, изюм  и другие продукты, богатые микроэлементами(особенно кальцием и фосфором) и витаминами Д и А. От них в значительной мерезависит нормальный рост и развитие костной ткани.

В. Физкультминутка. (Однаиз учениц показывает, весь класс за ней повторяет).

[attention type=green]

Это лоб, а это ушки, нос, язык, аэто брюшко. Локти, плечи и лопатки, талия, коленки, пятки. Задание усложняетсяна голову надо положить книгу (задача учащихся, выполняя упражнение не уронитькнигу).

[/attention]

Г.Изучение плоскостопия понамеченному плану.

Плоскостопие – деформация стопы,при которой уплощаются ее своды.

Виды плоскостопия:

а) Поперечное. Уплощаетсяпоперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пятиплюсневых костей, а не на 1 и 5, как бывает в норме.

б) Продольное. Стопасоприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причины плоскостопия. Рассмотреть рисунки (Приложение 4) и составить схему-кластер «Причины плоскостопия»:

1) неправильно подобранная обувь(тесная обувь, обувь на высоком каблуке, обувь без каблука);

2) длительное хождение илистояние;

3) избыточная масса тела.

При плоскостопии нарушаетсямышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникаютболи в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

Учащиеся выполняют лабораторнуюработу «Выявление плоскостопия», стр. 75  (учащиеся дома должны сделать отпечатокстопы).

По итогам работы на доскесоставляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет – норма,красный цвет – отклонение от нормы).

При плоскостопии нарушаетсяосновная амортизационная функция стопы, ухудшается осанка, что приводит кдеформациям позвоночника. Это, в свою очередь, становится причинойсотрясения,  смещения и нарушения функцийвнутренних органов, а так же образования микрокровоизлияний в головном мозге,которые могут вызвать головокружение, повышенную утомляемость.

Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите мерыпрофилактики плоскостопия. Рассмотрите и запомните упражнения, рекомендуемыелюдям, страдающим плоскостопием. (Приложение5).

При значительно выраженномплоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопув нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костейголеностопного, голенного и тазобедренного суставов.

4. Рефлексия.

1. Работа в группах.

Учитель: Что вы скажите людям, которые носят такую обувь?

а) туфли на высоком каблуке;

б) кроссовки (обувь на сплошнойподошве, тесную).

Объясните поговорку «Без осанкиконь – корова».

Неправильная осанка ухудшаетфигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. Сгорбленная спинастарит даже очень молодого человека. Правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой. Правильная осанка недается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве июности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно.

Используя выданный предмет(еловую шишку), придумайте упражнения для профилактики плоскостопия ипрофилактики нарушения осанки.

2. Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».

М.(мизинец) мыслительный процесс:Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

Б.(безымянный) близкие цели: Чтоя делал на уроке, чего достиг?

С.(средний) состояние духа: Какоеу меня настроение на уроке?

У.(указательный) удивление: Чтоменя удивило, поразило на уроке?

Б.(большой) бодрость, физическаяформа: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

5. Домашнее задание.

Параграф 15. Определить,соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическимпоказателям, проведя соответствующие измерения. (Приложение 6).

Галина Денисова,учитель биологии Козьминской средней школы Ленского района Архангельскойобласти

Приложения – вприкрепленном файле.

Фото с сайта http://www.liveinternet.ru.

Источник: http://www.ug.ru/method_article/699

Урок 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Прочитайте параграф 15 осанка предупреждение плоскостопия

Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия

Цель: познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний, умений, навыков

Понятийная разминка: двигательная единица, тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая работа мышц, статическая работа мышц.

Фронтальный опрос по вопросам:

Как работают мышцы антагонисты при динамической и статической работе?

Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой?

Почему мышечная деятельность зависит от работы органов кровообращения, пищеварения и дыхания?

Имеются две мышцы равной толщины, одна длиной 5 см, а другая – 10 см. Какая из этих мышц при одинаковом возбуждении может выполнить большую работу? Почему?

[attention type=yellow]

Какие условия надо соблюдать при физическом труде, чтобы получать высокую производительность без заметного утомления?

[/attention]

  1. Изучение нового материала

Слайд 1 – Сегодня мы поговорим с вами об осанке и проблемах здоровья при ее нарушении, причинах распространения и возможностях предупреждения плоскостопия. А также о
значении физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Слайды 2-3 –Осанканепринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Осанка – не наследуемый признак:

  • формируется от 5 до 18 лет

  • поддерживается статическим напряжением мышц

  • зависит от строения скелета, формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.

Слайды 4-5 – Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки.

В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Развивается болезнь остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может заснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте.

Слайд 6 – Различают три степени нарушения осанки.

1 степень – отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя.

2 степень – отклонения от нормы устойчивы, но связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой.

3 степень – искривления затрагивают скелет, поэтому лечению поддаются с трудом.

Слайд 7 – Типы осанки:

  • нормальная

  • сутулая

  • кифотическая

  • лордотическая

  • сколиоз

Слайд 8 – Большое значение для сохранения здоровья человека является и своевременная диагностика заболевания.

Сколиоз (греч. skoliosis – искривление, от skolios – кривой) – это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.

Лордоз, lordosis, – вогнутое кзади искривление позвоночника.

Кифоз – заболевание позвоночника, название которого происходит от греческого kyphosis, что означает горбатость. Таким образом, кифоз – это искривление позвоночника, (чаще его грудного отдела, реже шейного и поясничного), выпуклостью назад.

Слайды 9-10 – Как же предупредить искривление позвоночника?

Прежде всего, надо правильно сидеть за столом. Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности.

Первое ведет к сутулости, второе – к боковым искривлениям туловища.

[attention type=red]

К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую и т.д.

[/attention]

Формирование осанки:

  • равномерное упражнение и гармоничное развитие всех групп мышц

  • правильно подобранная мебель и обувь

  • режим труда и отдыха

Слайд 11 – Регулярное выполнение простых упражнений может сохранить ваше здоровье.

Слайд 12 – Еще одно достаточно часто встречающаяся проблема, как у детей, так и у взрослых плоскостопие.

Слайд 13 – Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Слайд 14 – При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице. Плоскостопие имеет 3 степени.

Слайд 15 – Виды плоскостопия: поперечное и продольное.

Слайд 16 – Лечение плоскостопия достаточно длительное и его можно проводить дома по назначению врача.

Слайд 17 – Лечение плоскостопия 2 степени у детей и взрослых. При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазового суставов.

Слайд 18 – В лечение включается лечебная физкультура.

Слайд 19 – Плоскостопие 3 степени имеет выраженную деформацию костей стопы и требует еще более серьезного медицинского вмешательства..

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 20 – А теперь проведем практическую работу на определение нарушения осанки.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости сантиметровой линейкой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 – 5см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2. Встаньте спиной к стене, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Слайд 21 – Лабораторную работу «Выявление плоскостопия» вы проведете дома.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две данные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Слайд 22 – Домашнее задание: изучить § 15, ответить на вопросы к параграфу. Повторить § 10 – 14, термины.

Источник: https://infourok.ru/urok-osanka-preduprezhdenie-ploskostopiya-3791972.html

Доктор Рябов
Добавить комментарий